Партнер
АЛЕКСАНДРА ШМАРКо
PDF
Биография
Практика
Публикации
Александра специализируется на международном коммерческом и инвестиционном арбитраже.
В 2019-2020 годы Александра была признана одним из лучших российских молодых юристов в арбитраже (Arbitration Association 40 Awards). В 2021 году Александра была назначена региональным представителем ICC YAF – подразделения ICC для молодых арбитров – по России и Беларуси.
В 2015-2021 годы Александра Шмарко была со-председателем подразделения Арбитражной Ассоциации (РАА) – РАА25 – для молодых специалистов, заинтересованных в международном арбитраже.

ЯЗЫКИ
  • Английский, русский.
ЧЛЕНСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
ICC YAF – региональный представитель по России и Беларуси.
Арбитражная Ассоциация (РАА), подразделение РАА25 – со-председатель.
основные проекты
Представление интересов ООО «Газпром экспорт» в арбитраже ICC, инициированном против клиента в связи с прекращением поставок по долгосрочному контракту на поставку газа, регулируемому швейцарским правом. АО «Овергаз Инк.» требовало около 300 млн. евро в качестве убытков, якобы причиненных клиентом предполагаемыми нарушениями законодательства ЕС о конкуренции, швейцарского законодательства, а также положений контракта. Встречные требования клиента составили около 100 млн. евро и представляли собой требования о взыскании задолженности за осуществленные поставки природного газа. Арбитраж ICC также был осложнен разбирательством в Европейской Комиссии (Комиссия приняла решение в пользу клиента – не проводить расследование - и закрыла дело, так как нарушения законодательства ЕС о конкуренции допущено не было). Состав арбитража отклонил все требования АО «Овергаз Инк.» к клиенту и удовлетворил встречные требования ООО «Газпром экспорт» в полном объеме, присудив возмещение всех расходов на юридических представителей и административных расходов в пользу клиента.
Представление интересов ООО «Газпром экспорт» в ходе судебного разбирательства в Высоком суде Лондона в отношении его совместного предприятия в Болгарии, АО «Овергаз Инк.», его аффилированных лиц и бенефициара группы, болгарского бизнесмена (дело CL-2018 -000161). Клиент потребовал возмещения убытков, понесенных в результате действий, предпринятых группой компаний «Овергаз» и их бенефициаром (ответчиками) с целью изменения состава акционеров и получения контроля над дочерней компанией АО «Овергаз Инк.», (АО «Овергаз Мрежи»). В конце января 2021 года между ООО «Газпром экспорт» и АО «Овергаз Инк.» было достигнуто окончательное соглашение об урегулировании всех существующих споров и претензий, а также о продаже доли ПАО «Газпром» и ООО «Газпром экспорт» в АО «Овергаз Инк.». В результате договоренности сторон клиент получил более 100 млн. евро, а судебное разбирательство в Высоком суде Лондона было прекращено по взаимному согласию сторон.
Представление интересов ООО «Манолиум-Процессинг» в первом арбитражном разбирательстве против Республики Беларусь по Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ и в соответствии с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 октября 2014 года. Состав арбитража удовлетворил требование инвестора о компенсации экспроприированных инвестиций в размере 20,5 млн. долларов США, а также удовлетворил требование инвестора о возмещении Республикой Беларусь арбитражных расходов инвестора и 75% от судебных издержек (PCA Case No. 2018-06).
Консультировала в связи с представлением интересов RWE AG в споре, инициированном компанией Rustenburg в немецких судах, о возмещении убытков на сумму более 700 млн. евро. В 2008 году Синтез Групп и RWE AG вели переговоры о совместном приобретении российской генерирующей компании ТГК-2. После того, как сделка не состоялась, компания Rustenburg Co. Ltd. (Rustenburg), входящая в Синтез Групп, подала к RWE AG иск о возмещении убытков в связи с тем, что проект не был реализован. Высший земельный суд Хамма своим постановлением от 25 ноября 2019 года отклонил апелляционную жалобу компании Rustenburg и отказал в обжаловании в Федеральном суде.
Представление интересов клиентов, крупных турецких компаний, в арбитражном разбирательстве ICC, инициированном согласно положениям договоров о строительстве FIDIC (Pink Book 2010) в отношении их заказчика.
Представление интересов российского поставщика природного газа в арбитражном разбирательстве ad hoc по правилам шведского Закона об арбитраже по пересмотру цены на газ, инициированном против клиента его заказчиком. Заказчик потребовал пересмотра цены на газ по долгосрочному контракту на поставку газа. Требования заказчика составили ориентировочно 1 000 000 000 долларов США, а также касались частичного признания недействительным пункта о принятии обязательств об оплате по долгосрочному контракту на поставку газа на основании предполагаемого нарушения статьи 102 Договора функционирования Европейского союза и злоупотребления доминирующим положением клиента на рынке.
Представление интересов западной нефтяной компании в ряде арбитражных разбирательств против крупной чешской нефтяной компании по Арбитражным регламентам SCC и ЮНСИТРАЛ на сумму требований около 3,5 млн. долларов США.
Представление интересов крупнейшего казахстанского государственного поставщика газа, АО «КазТрансГаз», в инвестиционном споре с Грузией касательно инвестиций в компанию «КазТрансГаз – Тбилиси».
Представление интересов российского оборонного предприятия в арбитраже по регламенту МКАС при ТТП Украины против поставщика клиента в споре на сумму 10 млн. долларов США, возникшем из договора поставки в результате неисполнения контрактных обязательств и последующих форс-мажорных обстоятельств как результат действий страны поставщика.

partner
ALEXANDRA SHMARKO
Background
Expertise
Alexandra Shmarko focuses on international arbitration and litigation.

In 2019-2020, Alexandra was recognized as one of Russia’s Top Young Arbitration Practitioners (Arbitration Association 40 Awards).
In 2021, Alexandra was appointed as the Regional Representative of ICC Young Arbitrators' Forum (Chapter for Europe).
In 2015-2021, Alexandra was a Co-Chair of RAA25 – the division of the Russian Arbitration Association devoted to young practitioners interested in international arbitration.

LANGUAGES
  • Russian, English.
PROFESSIONAL BODIES
  • ICC YAF – Regional Representative.
  • Russian Arbitration Association (RAA25) - Co-Chair (2015-2021).
projects
    • Represented Gazprom export LLC in the ICC arbitration initiated by Overgas Inc. AD against the client in relation to the cessation of supplies under the provisions of a long-term gas supply contract governed by Swiss law. Overgas Inc. AD claimed approximately EUR 300 million as damages caused by the client by the alleged violations of EU competition law, Swiss law and contract. The client’s counterclaims amounted to approximately EUR 100 million and represented the claims for collection of debt for effected natural gas supplies. The ICC arbitration was complicated by the proceedings before the European Commission (the Commission decided in the client’s favour – not to investigate and closed the case as there has been no breach of the EU competition law) and a corporate conflict that led to a commercial litigation in the London High Court of Justice. In December 2018 the arbitral tribunal dismissed all claims brought by Overgas Inc. AD against the client, granted the counterclaims of Gazprom export LLC in full and awarded the reimbursement of all legal and administrative costs in favour of the client.
    • Represented Gazprom export LLC in the course of litigation proceedings in the High Court of Justice in London against its joint venture in Bulgaria, Overgas Inc. AD, its affiliated entities and the beneficiary of the group, a Bulgarian businessman (CL-2018-000161). The client claimed damages incurred as a result of actions taken by Overgas Group of companies and their beneficiary (Defendants in the London proceedings) with the purpose of changing the shareholders’ structure and obtaining control in the subsidiary of Overgas Inc. AD (Overgas Mrezhi AD). At the end of January 2021, Gazprom export LLC and Overgas Inc. AD reached a mutually satisfactory final agreement on the settlement of all existing disputes and claims, as well as the sale of the share of Gazprom PJSC and Gazprom export LLC in Overgas Inc. AD. As a result of the agreement, the client received over EUR 100 mln, and the litigation proceedings in the High Court of Justice in London were terminated upon the parties’ mutual agreement.
    • Represented Manolium Processing LLC in the first investment arbitration proceedings against the Republic of Belarus under the UNCITRAL Arbitration Rules and the provisions of the Treaty on the Eurasian Economic Union of 29 October 2014. The arbitral tribunal granted the investor’s claim for compensating the expropriated investments in the amount of USD 20,5 million, and also granted the investor’s claim for reimbursement by the Republic of Belarus of the investor’s arbitration costs and 75% of legal costs. (PCA Case No. 2018-06).
    • Represented RWE AG against Rustenburg Co. Ltd. in the appeal proceedings with a EUR 700 million damage claim (plus interest) against RWE AG in the Hamm Higher Regional Court in Germany. Sintez Group and RWE AG had planned a joint acquisition of the Russian energy supplier TGK-2 in 2008. Following the failure of the negotiations, Rustenburg Co. Ltd., part of Sintez Group, filed the damage claim against RWE AG arising from the termination of the mutual plan. After initial dismissal of claims, Rustenburg Co. Ltd. continued the dispute before the Hamm Higher Regional Court and obtained an extensive discovery proceeding in English and Russian law. The Higher Regional Court has dismissed Rustenburg's appeal and denied the appeal to the Federal Court of Justice.
    • Represented a major Russian natural gas supplier in ad hoc gas price revision arbitration initiated against the client by its customer with the place of arbitration in Sweden. The customer demanded the revision of the gas price under the long-term gas supply contract. The claims approximately amounted to USD 1 billion, and the customer’s claims also included a claim for partial invalidation of the take-or-pay clause thereunder, mainly on the basis of the alleged violation of Article 102 TFEU and abuse of dominance on the part of the client.
    • Represented a Russian defense enterprise in the arbitration proceedings under the Rules of the ICAC at the Ukrainian CCI against the client’s supplier in a case involving USD 10 million worth of claims arising from the supply contract and due to non-performance of contractual obligations and subsequent force majeure circumstances as a result of the actions of the supplier’s State.
    • Represented the biggest Kazakhstani state-owned gas supply company KazTransGas JSC in its investment dispute with Georgia relating to investments in KazTransGas-Tbilisi.
    • Represented a Western oil company in a number of arbitration disputes against a major Czech oil company in the SCC arbitration proceedings and under the UNCITRAL arbitration rules with the value of claims of around USD 3.5 million.